Editor’s column

It seems to be such a short time ago I convened guests to Bulthaup for the presentation of the pilot issue of Projector. It’s been five years and twenty issues since then.

I remember that how the year 2007 ended. One December evening, I came home and told my wife: «Nika, I’m now unemployed (the publishing house where I had been working as a creative director was closed as unnecessary), we no longer have a regular income, but I’ve got up to this challenge with the magazine, and it would be a drag to crap my pants after the output of one pilot issue only and not to try to release at least one more. If you don’t mind, I’ll spend all our money on the print circulation, and then I’ll think of something». Nika — a wise woman with newborn Alice in her arms — said: «Aren’t you fucked up, darling? We have a one-month daughter, I don’t work, and you wanna spend evrything on your toys! However, do as you know. I believe in you!»- and went to nurse Alisa. This evening may be called the real birthday of Projector. In fact, when the beloved woman tells you she believes in you, it can be considered the key to the success of any enterprise, even the most shameless adventure.

Thanks to Nika’s good graces, the magazine has been continuously issued for the past five years. During this time, we’ve never shifted the deadlines, have not reduced the number of lanes, didn’t make double issues and did not use thinner paper- in a word, even in the crisis years we avoided small publishing tricks.

And the fact that instead of publishing a magazine we could spend the money on new cars, motorcycles and travel, we’re working not for money but for the art! Right, Nika?



    Projector № 3(20) 2012

    The twentieth issue of Projector has been published - this is the first real anniversary. And, believe me, this is a considerable event for the magazine about design in modern Russian history.

    Especially for the anniversary issue of Projector the famous duet Pprofessors — Andrew Lyublinsky and Maria Zaborovskaya — have made the Red man with number five. Pprofessors ppay anniversary compliments to Pprojektor. Read the great interview with Pprofessors in this issue’s project №1 «Personification».

    Pprofessors have repeatedly appeared on the pages of Projector. Moreover, the first publication of now known all over the country project Red people appeared in my magazine in immemorial January 2008. Even then I told the guys I’d surely see their work in the MoMA, and everything is now heading in this direction. At least, nothing simular to Pprofessors’projects is being done in contemporary Russian art. They cut their way equally through design and art — a kind of unique combination.

    03_pprofessors
    04_pprofessors

    We’ve chosen the metalwork genius Jean Prouvé to be the historic figure of the main column. About his life in design and outstanding facilities Margarita Morozova writes about outstanding objects by him and his life in design : «Prouvé never designed purely formal things; the usability, design purity and specificity of materials were always important to him. Prouvé revealed a practical problem and design solution for every object of him, and at the same time, he managed to surround a highly technical object with a peculiar poetic aura».

    01_prouve
    02_prouve

    Especially for the project «Lettering» I’ve interviewed the American team Friends of Type. The main «pulp» of friendsoftype.com project is non-profit work of four friends who earn fame and money with font and graphic design to. Let me introduce the friends of font: Aaron Karambula, Eric Marinovic, Jason Wong and Dennis Payongayong.

     

    05_friendsoftype

    The section «Subject» continues the series of publications on the long-running project Color music I’m running together with my friends from the company Artlight. A touch is the key experience of human interaction with the objective environment. Why do expensive cars are all entirely laid in leather and wood? Why is a weighty thing subjectively perceived as more expensive than a light one? The answers to these questions are not of prohibitive complexity. Tactile sensations give us much more information than it’s commonly believed, and this is why manufacturers of everything the human hand can touch pay so much attention to texture and materiality of their objects. We don’t neglect this either in the project Color music.

    06_lightmusic

    We continue to consider the substantive environment together with the magazine partners — the Finnish company Martela. This issue shows Kari series, named after its inventor, the designer Kari Asikainen. Kari Asikainen is still a hard-working designer, professor, the holder of numerous professional awards. It is noteworthy that Kari series received the prestigious award of the Finnish Association of Interior Designers (SIO) as the best item for public spaces in 1982, and the first Kari chairs were designed back in 1969, and for the past forty years the series has become one of the largest collections of furniture for public interiors. Nowadays Kari series of objects are still considered fresh and relevant, and this is the sign of a truly timeless classic design of the highest standard. Kari Asikaynen has managed to create a replicable and alterable image, evolving within a given system for the fifth decade.

    07_kari

    In 2012, at the exhibition Classics of the Finnish design, the curator of the gallery Modernariat Pavel Ulyanov managed to recreate a fragment of the legendary office interior of Finnair’1969. «The triumph of Finnish design of the sixties was fully reflected in the appearance of the company office. Reception chairs — cult Ball chairs, and VSOP chairs for visitors resembling of brandy glasses, all by the designer Eero Aarnio. The ball chair, even half a century later, is still a relevant and supertemporal design masterpiece of the twentieth century. As for the project VSOP, master Aarnio returner to it forty years later, in 2008, presenting evolutionary model seats Cognac XO. The airline office staff desks were manufactured by ASKO limited to only six pieces, customized for «Finnair» and made by the designer Raynaud Ruokolainen. It’s even more surprising, that I managed to get one of those six for my collection and for the exhibition» — writes Pael Ulyanov about this memorable piece of design. I should add on behalf of the editor — the PR-representative of «Finnair» in Russia completely ignored our requests and did not find it possible to respond to our letters. Nevertheless, the publication took place. Well, it’s not about «Finnair» is, but about the design of 1969.

    08_1969

    Finnish design with its external brevity may be extraordinarily charismatic and passionate. As the kitchen Kokopuu, for example, — a new item by he magazine partners, the company Isku. I have a culinary rather than a design view of this object: «The table came out to be visually very light, despite the mighty seven-santimeter solid top — such an everlasting thing which will serve more than one generation of the family. The use of fair wood is a good decision from the point of view of design. This is the material that ages beautifully and only gains more charisma through the years- remember age-old countertops at any good old restaurant. The wood absorbs the warmth of hands and the love which the chef prepares dinner with for her family and friends.

    09_kokopuu

    The project №5 «Environment» opens with a tremendous publication of one unique construction I saw on a trip to Tallinn. Believe me, even if Tallinn didn’t have anything except the seaplane shed , it is still worth going there. «The story of this grandiose construction began in late 1913, when by the decree of Emperor Nicholas II they started building an airport which was to become a part of the naval fortress of Peter the Great (now Battery Fortress). Six thousand square yards of land were allocated for this purpose. In accordance with the fortification plans of Tallinn, approved by Nicholas II in 1911, a shipyard had been constructed by that time on the neighboring area. The plan required the construction of two identical adjacent hangar complexes. Now the hangars have been reconstructed and represent one of the most amazing museum grounds. The combinattion of unique engineering solution of the building, unprecedented restoration works and modern architecture of the display make Tallin Lennusadam (seaplane port) an obligatory point on the map of the Baltic design travel».

    10_lennusadam

    Another noteworthy environmental object, caught into the light of Projector, is the hilarious and lively antae temple, which the creative team «Lesosplav» (Alexander Berzing, Andrey Voronov, Georgy Snezhkin, Eugeny Novosadyuk and Innokenty Padalko) invented and built of hay bricks during the architectural festival Cities — 2012.

    Early in the morning, at dawn, the architects came to their already built up to the roof object to add the final architectural details, and scared a couple who were selflessly making love on the hay brick floor — a classic situation of love pleasures in the hayloft. Ah, would they have known there was a process in full swing, they’d let the people finish and wouldn’t have felt foolish. It’s clear that such a case forced the authors to reflect on the improvement of the internal decoration of the temple, and the couches of the same emotional material — were put on the floor, empty before, — for all people! Sush a usage of an ancient temple is customary for the traditions of the Hellenistic period. And the guileless intercourse of the unknown guests became a symbolic act of converting the environmental object into a religious building — the true temple of love.

    11_temple

    Project № 7 «Photography» tells the story of the works by Victor Shchurov (1955-2005) — an amazing Saint-Petersburg artist, whose exhibition has recently been held in the gallery Modernariat. Natalia Savotyugina, Alexander Lyashko, Alexander Koksharov and Alexander Nasonov remembered their friend and colleague: «He had a special gift to gain people literally after a few minutes of a dialogue. Everything interesting to Shchurov became interesting to everyone around. That was Victor who old ladies at the crossroads asked to take them across the road, despite his beard and tattoos. And his photos exposed his inner essence. If you can read an image, you can’t help loving this person — everybody loved him. It does not matter, whoever Victor would have become, but the moment when he had to choose what he would do, it turned out that photography was the likeliest way to express himself. And he became a good photographer».

    12_schurov
    13_schurov

    In the project №8, «School», our regular contributor Sergey Helmyanov explores the legacy of Nikolay Slesarev — the designer and teacher at «Mukha» Academy: «Due to the fact that we are always living in «interesting times», it’s not surprising there isn’t a design museum in Russia, which would collect, preserve and popularize Russian design. There’s an opnion that we don’t have and have never had any design, and priceless objects and their authors remain in complete obscurity. In the workshop of Nicholas Slesarev there are still projects that should be actually kept in a museum».

     

    14_slesarev

    «I’m also very glad to show in the project «School» the works by Maria Portnova, whose thesis project, created under the supervision of Konstantin Startsev, I’ve reviewed this summer. «The posters by Masha Portnova made my heart beat faster. Using a very low-key color palette in local accents, and generally limiting herself with almost a monochrome solution, Maria demonstrates professionalism of a virtuoso typographer and composer. The combination of professional graphic language with the subtlety of embodyment and the deep ideological component — that’s what distinguishes a truly outstanding performance from a different project. The posters may very well live their own exhibition and gallery life, being a remarkable example of graphic art».

     

    15_karta

    The book project №9 turned out to be the richest one. It opens with the traditional publication by Mikhail Karasik on the history of books of the1930s. «Due to the picturesque language, involving photo illustration scenes with men and beasts, designed by artists, this is one of the earliest examples of a book for children, made in the manner of a cartoon. In its first issue, a kind of announcement of the publication in the magazine Novy LEF (#1, 1927), it reads Photoanimated illustrations to the children’s book «Samozveri» by S. Tretyakov.

    16_samozveri

    Continuing the book subject, there’s a new sophisticated graphic volume from Yuri Gordon. This time, the artist’s book is dedicated to Daniil Kharms. Our expert Alexei Boiko speaks on it: «Gordon was piqued by Kharms, skillfully using his poisonous bites and intoxicating effects, to awaken and demonstrate his language tuning, the voice stream, the literature world. Not the illustration by Harms, but the implicit competition with him becomes the essence of the project, and in the dialogue, in the fight against the forefather Yuri Gordon uses designer and artist’s authoring tools of unique quality and variety. Oh, this is not something Kharms had. He, D.K, could not divide the same information into contemplative and readable sheets in a clear and exciting, fun to share manner. The idea of sophisticated and vital pairing fonts of his own design with man-made characters and pictograms didn’t strike his mind… Y.G. as creative as D.K. — and he’s more efficient, successful, more a winner».

    17_gordon
    18_gordon

    And Mikhail Karasik again. Projector could not miss the release of a new book by our friend and regular contributor. Stanislaw Savitsky speaking about the book Culture centers, kitchens, bath houses, etc … Architectural constructivism of Leningrad: «It is a strange book. It is a large format with a solid aluminum cover, cumbersome, «heavier than lots of other noted books». You won’t be able to get to look it through on your laps. To view it, you need a large table, and you’ll have stand in front of it as while sitting you’ll not see the entire spread, not to mention the fact that it would be difficult to read it and look at the illustrations. You need an effort to turn the hefty cover, and flipping cardboard pages of large format requires catching the trick. This volume wants special attention, as if it is a facsimile edition of the ancient manuscript, a Linnaean times Herbarium or an old family album. In front of us there’s a design book, which immediately revealsits author as a person, enthusiastic with Soviet constructivism. The book sets up a long, confused and lively conversation about the early Soviet times».

     

    19_karasik

    And at the end of the anniversary publication of Projector there’s the third issue of the special project «ProArtt». The artist Alexander Dashevsky and I asked exciting questions to the representatives of the leading art galleries in Saint-Petersburg. Spoke to us: Liza Savina — the manager of Al Gallery; Anna Barinova — the art dealer and the owner of Anna Nova gallery; Diana Brat — the executive director of the gallery ART re.FLEX; Fedor Serdyuk — the art dealer and the owner of ART re.FLEX; Andrey Sakov — the curator of the gallery ART re.FLEX; Marina Koldobskaya — the director of Cyland Media Lab; Pavel Ulyanov — the curator and co-owner of the gallery Modernariat. The conversation was really fun and informative. Of course! Such experts were in the studio!

    20_proiskusstvo

    Projector № 3(20) 2012

    Read the full e-version on issuu.com

Слово редактора

А кажется, что совсем недавно созывал гостей в Бултхауп на презентацию пилотного номера «Проектора». С тех пор прошло уже пять лет и вышли в свет двадцать номеров.

Помню, как заканчивался 2007 год. Однажды декабрьским вечером я пришел домой и сказал жене: «Ника, я теперь безработный (издательство, где я трудился креатив-директором, прикрыли за ненадобностью), у нас больше нет регулярного дохода, но я затеял эту историю с журналом, и обидно обосраться после выхода одного лишь пилотного номера и не попытаться выпустить хотя бы еще один. Если ты не против, то я потрачу все наши деньги на печать тиража, а дальше что-нибудь придумаю». Ника — мудрая женщина с новорожденной Алисой на руках — молвила: «Дорогой, а ты не охуел ли совсем? У нас дочке месяц, я не работаю, а ты все на свои игрушки потратить хочешь! Впрочем, поступай как знаешь. Я в тебя верю!» — и ушла кормить Алиску. Этот вечер и можно считать настоящим рождением «Проектора». На самом деле, когда любимая женщина говорит тебе, что верит в тебя, то это можно считать залогом успеха любого предприятия, даже самой бессовестной авантюры.

Так, с Никиной легкой руки журнал и выходит бесперебойно вот уже пять лет. За это время мы ни разу не сдвинули сроки сдачи, не уменьшили количество полос, не делали двойных номеров и не брали бумажку потоньше — одним словом, обошлись даже в кризисные годы без маленьких издательских хитростей.

А то, что вместо издания журнала можно было бы тратить деньги на новые машины, мотоциклы и путешествия, так мы же не за деньги, а за искусство! Правда, Ника?

    Проектор № 3(20) 2012

    Вышел в свет двадцатый номер журнала «Проектор» — это уже первый настоящий юбилей. И, поверьте, очень немалый для журнала о дизайне в новейшей российской истории.

    Специально для юбилейного номера «Проектора» известный творческий дуэт Pprofessors — Андрей Люблинский и Мария Заборовская — сделали Красного человека с цифрой пять. Ппрофессорс ппоздравляют «Ппроектор» с ппятилетием. А большое интервью с Ппрофессорами читайте в этом номере в проекте №1 «Персонификация».

    Pprofessors уже не раз появлялись на страницах «Проектора». Более того, первая публикация о ныне известном на всю страну проекте Red people появилась именно в моем журнале в незапамятном январе 2008 года. Уже тогда я сказал ребятам, что обязательно увижу их работы в MoMA. И все идет к тому, чтобы мои прогнозы исполнились. По крайней мере ничего подобного проектам Ппрофессоров в современном российском искусстве не делается. Их дорога пролегает в равной степени по территориям дизайна и искусства — уникальное в своем роде сочетание.

    03_pprofessors
    04_pprofessors

    Исторической фигурой заглавного раздела «Проектора» мы выбрали гения металлоконструкций Жана Пруве. О его жизни в дизайне и выдающихся объектах пишет Маргарита Морозова: «Пруве никогда не проектировал чисто формальные вещи, ему всегда были важны функциональность продукта, чистота конструкции, характерность материалов. Пруве обнажает в каждом предмете его практическую задачу и конструктивное решение, и в то же время ему удается окружить сугубо технический объект особой поэтической аурой».

    01_prouve
    02_prouve

    Специально для проекта «Буквы» я взял интервью у американской команды Friends of Type. Основное содержательное мясо проекта friendsoftype.com — это некоммерческие работы четверых друзей, которые шрифтовым и графическим дизайном зарабатывают себе славу и деньги. Представляю — друзья шрифта: Аарон Карамбула, Эрик Маринович, Джейсон Вонг и Дэннис Пэйонгейонг.

    05_friendsoftype

    В проекте «Предмет» продолжается серия публикаций о долгоиграющем проекте «Светомузыка», который я делаю вместе с моими друзьями из компании «Артлайт». Прикосновение — ключевой опыт взаимодействия человека с окружающей предметной средой. Почему в дорогих автомобилях все сплошь кожа и дерево? Почему увесистая вещь субъективно воспринимается дороже, чем легкая? Ответы на эти вопросы отнюдь не запредельной сложности. Тактильные ощущения несут нам куда больше информации, чем принято думать. И именно поэтому производители всего того, к чему прикасается рука человека, такое большое внимание уделяют фактуре и материальности своих объектов. В проекте «Светомузыка» мы также этим не пренебрегаем.

    06_lightmusic

    Продолжаем рассматривать предметную среду с партнерами журнала — финской компанией «Мартела». В этом номере серия «Кари», названная так в честь своего изобретателя дизайнера Кари Асикайнена. Кари Асикайнен — и сейчас активно работающий дизайнер, профессор, лауреат многочисленных профессиональных премий. Примечательно, что серия Kari еще в 1982 году получила престижную премию Финской ассоциации дизайнеров интерьера (SIO) как лучший предмет для общественных пространств. А первые стулья Kari были спроектированы еще в 1969 году, и за прошедшие сорок с лишним лет серия превратилась в одну из самых обширных коллекций мебели для общественных интерьеров. И в наши дни предметы серии Kari воспринимаются свежо и актуально. А это признак подлинной нестареющей классики дизайна самой высокой пробы. Кари Асикайнену удалось создать тиражируемый и видоизменяемый образ, эволюционирующий внутри заданной системы вот уже пятый десяток лет.

    07_kari

    В 2012 году на выставке «Классика Финского дизайна» куратор галереи «Модернариат» Павел Ульянов сумел воссоздать легендарный фрагмент интерьера офиса авиакомпании Финнэйр образца 1969 года. «Триумф финского дизайна шестидесятых годов в полной мере отразится на внешнем виде офиса компании. Кресла для ожидания — культовые Ball chair и кресла для посетителей VSOP, напоминающие коньячные бокалы, дизайнера Ээро Аарнио. Ball chair и полвека спустя остается актуальным и нестареющим шедевром дизайна ХХ века. А к проекту VSOP мастер Аарнио вернулся сорок лет спустя, в 2008 году, представив эволюционную модель кресла Cognac XO. Рабочие столы персонала для офиса авиакомпании были изготовлены компанией ASKO в количестве всего шести штук, по индивидуальному заказу «Финнэйр», реализованному дизайнером Рейно Руоколайненом. Тем удивительнее, что мне удалось раздобыть для своей коллекции и для выставки один из этих шести столов» — пишет Паел Ульянов об этом памятном куске дизайна. Добавлю от лица редактора — PR-представитель «Финнэйра» в России полностью проигнорировала наши запросы и не сочла возможным ответить на наши письма. Тем не менее публикация состоялась. Ну, так не про «Финнэйр» же, а про дизайн образца 1969 года.

    08_1969

    Финский дизайн при внешней лаконичности может быть и необычайно харизматичным и страстным. Как, например, кухня Кокопуу — новинка партнеров журнала компании «Иску». Я подошел к обзору этого объекта даже в меньшей степени с дизайнерских, а больше с кулинарных позиций: «Стол получился визуально очень легкий, несмотря на мощную семисантиметровую столешницу. Столешница, сделанная целиком из массива, — такая условно вечная вещь, которая послужит не одному поколению семьи. Использование честного дерева — по-дизайнерски очень правильное решение. Это тот материал, который красиво стареет и с годами только набирает харизмы — вспомните вековые столешницы любого хорошего старого ресторана. Дерево вбирает тепло рук и любовь, с которой повар готовит ужин для своей семьи и друзей».

    09_kokopuu

    Проект № 5 «Среда» открывает большущая публикация об одном уникальном сооружении, которое я увидел во время недавней поездки в Таллинн. Поверьте, даже если бы в Таллинне не было бы ничего кроме Ангара гидросамолетов, то все равно туда стоило бы съездить. «История грандиозного сооружения началась в конце 1913 года, когда по указу императора Николая II стартовали работы по строительству аэродрома, который должен был стать частью морской крепости Петра Великого (ныне Батарейной). Для этого было выделено шесть тысяч квадратных саженей земли. На соседнем участке к тому времени уже велось строительство верфи в соответствии с планами укреплений Таллина, утвержденными Николаем II в 1911 году. План предусматривал строительство двух идентичных соседних ангарных комплексов. Сейчас ангары реконструированы и представляют собой одну из самых удивительных музейных площадок. Совокупность уникального иженерного решения здания, беспрецедентных реставрационных работ и современной архитектуры экспозиции делают Таллинский Lennusadam (порт гидросамолетов) обязательной точкой на карте балтийских дизайнерских путешествий».

    10_lennusadam

    Еще одним примечательным средовым объектом, попавшим в свет «Проектора» стал стебный и живой «храм в антах»., который творческое объединение «Лесосплав» (Александр Берзинг, Андрей Воронов, Георгий Снежкин, Евгений Новосадюк и Иннокентий Падалко) придумали и построили из сеноблоков в рамках архитектурного фестиваля «Города — 2012».

    Ранним утром, на рассвете, архитекторы пришли к своему уже возведенному под крышу объекту, чтобы внести в проект последние архитектурные детали. И в столь ранний час спугнули парочку, которая самозабвенно занималась любовью прямо на полу, сложенном также из сеноблоков — просто классическая ситуация любовных утех на сеновале. Эх, знали бы, что там процесс в самом разгаре, дали бы людям закончить, а то неловко получилось. Ясное дело, что подобный случай заставил авторов задуматься об усовершенствовании внутреннего убранства храма, и на ровный до той поры пол были добавлены лежанки из того же душевного материала — все для людей! Подобный опыт использования античного храма вполне в духе традиций эллинистического периода. И простодушное соитие неизвестных гостей стало символическим сакральным актом освящения средового объекта в культовое сооружение — настоящий храм любви.

    11_temple

    Проект № 7 «Фотографирование» рассказывает о работах Виктора Щурова (1955—2005) — удивительного петербургского мастера, чья выставка недавно прошла в галерее «Модернариат». Своего друга и коллегу вспоминали Наталья Савотюгина, Александр Ляшко, Александр Кокшаров и Александр Насонов: «Он обладал особым даром располагать к себе людей буквально после нескольких минут общения. То, что было интересным для Щурова, становилось интересным всем вокруг. Старушки на перекрестках просили перевести их через дорогу именно Виктора, и это с его наколками и бородищей. И его фотографии обнажали его внутреннюю суть. Если вы умеете читать изображения, то вам этот человек не может не понравиться — он нравился всем. Совершенно неважно, кем бы Виктор стал. Но в тот момент, когда ему нужно было выбирать, чем он будет заниматься, оказалось, что фотография максимально близка к его формам самовыражения. И он стал хорошим фотографом».

    12_schurov
    13_schurov

    В проекте № 8 «Школа» наш постоянный автор Сергей Хельмянов исследует наследие Николая Николевича Слесарева — дизайнера и педагога Мухинского училища: «Благодаря тому что мы все время живем в «эпоху перемен» совсем не удивляет, что в России нет музея дизайна, который бы собирал, сохранял и популяризировал русский дизайн. Бытует мнение, что дизайна у нас нет и не было, а бесценные объекты и их авторы остаются в полной безвестности. В мастерской Николая Николаевича Слесарева до сих пор сохраняются проекты, место которым действительно в музее».

    14_slesarev

    Также в проекте «Школа» я с радостью показываю работы Марии Портновой, чей дипломный проект, выполненный под руководством Константина Старцева мне довелось рецензировать этим летом. «Пакаты Маши Портновой заставили мое сердце биться быстрее. Используя очень сдержанную цветовую палитру в локальных акцентах, а в целом ограничивая себя практически монохромным решением, Мария демонстрирует виртуозный профессионализм типографа и композитора. Сочетание профессионального графического языка с тонкостью воплощения и глубокой идейной составляющей — то, что отличает подлинно выдающуюся работу от просто отличных проектов. Плакаты вполне могуть жить и своей отдельной выставочно-галерейной жизнью, являя собой замечательный пример графического искусства».

    15_karta

    Одним из самых насыщенных получился книжный Проект № 9. Он открывается традиционной публикацией Михаила Карасика по истории книги тридцатых годов ХХ века. «Благодаря оригинальному языку — фотоиллюстрации с сюжетами из человечков и зверей, сконструированных художниками, — это один из ранних примеров детской книги, сделанной по типу анимационного фильма. В первой публикации — своеобразном анонсе издания в журнале «Новый ЛЕФ» (№ 1, 1927) под картинками стояла подпись «Фотомультипликационные иллюстрации к детской книжке “Самозвери” С. Третьякова».

    16_samozveri

    В продолжение книжной темы новый изысканный графический том от Юрия Гордона. На сей раз книга художника посвящена Даниилу Хармсу. О ней наш эксперт Алексей Бойко: «Гордон задет Хармсом, искусно пользуясь его ядовитыми укусами и дурманящими воздействиями, чтобы пробудить и проявить свой языковой строй, речевой поток, литературный мир. Не оформление Хармса, а имплицитное состязание с ним становится сутью этого проекта. И в диалоге-борьбе с прародителем Юрий Гордон использует уникальный по качеству и разнообразию авторский инструментарий дизайнера-художника. Уж этим-то Хармс не обладал. Он, Д.Х., не мог так четко и захватывающе-увлекательно разделить одну и ту же информацию на созерцательные и читабельные листы. Ему и в голову не могла прийти мысль об изысканном и витальном сопряжении шрифтов собственной разработки с рукотворных письмен и пиктограмм… Ю.Г. креативен не менее Д.Х. — и более него эффективен, победителен, успешен».

    17_gordon
    18_gordon

    И снова Михаил Карасик. «Проектор» не смог пропустить выход новой книги нашего друга и постоянного автора. О книге «ДК, фабрики-кухни, бани и др. … Ленинградский архитектурный конструктивизм» Станислав Савицкий: «Это странная книга. Она большого формата, с массивной алюминиевой обложкой, громоздкая, томов премногих тяжелей. Ее не получится полистать на коленках. Чтобы ее посмотреть, нужен большой стол. Причем перед ним придется стоять, так как сидя не увидишь целиком разворот, не говоря о том, что будет неудобно ее читать и рассматривать иллюстрации. Увесистую обложку переворачиваешь с усилием, листать крупноформатные страницы из картона еще нужно приноровиться. Этот том требует к себе особенного внимания, как факсимильное издание древней рукописи, как гербарий линнеевских времен или как старый семейный альбом. Перед нами книга художника, которая сразу выдает в своем авторе человека, увлеченного советским конструктивизмом. Она настраивает на долгий разговор о раннесоветском времени — сбивчивый и живой».

    19_karasik

    И в завершение юбилейного выпуска «Проектора» третий выпуск спецпроекта «ПРОискусство». Мы с художником Александром Дашевским задали волнующие вопросы представителям ведущих петербургских арт-галерей. На наши вопросы ответили:

    Лиза Савина — управляющая галереей Al Gallery; Анна Баринова — галерист, владелица галереи Anna Nova; Диана Брат — исполнительный директор галереи ART re.FLEX; Федор Сердюк — галерист, владелец галереи ART re.FLEX; Андрей Саков — куратор галереи ART re.FLEX; Марина Колдобская — директор медиалаборатории Cyland; Павел Ульянов — куратор и совладелец галереи Modernariat. Разговор получился по-настоящему увлекательным и информативным. Еще бы! Такие эксперты в студии!

    20_proiskusstvo

    Проектор № 3(20) 2012

    Полностью журнал читайте в электронной версии.