Editor’s column

Firstly, I have a lot of people I call bunnies. This is Sasha Florensky who infected me with this word. And secondly, this bunny was made by my friends — Natasha and Dima Blank especially for my birthday. Thirdly, the New Year’s coming soon soon — festival, fur tree, presents, bunnies and so on! Holiday greetings!

This is the last issue of this year, so it’s time to hope in written form that next 2012 will be better than coming to tis end 2011. Although I can’t complain of this year, too, — four issues have been released as planned, the thematic issue with a large Dutch project and lectures by Dutch designers has been organized, online audience of the magazine has increased, a TV show of the same name has been launched, and a lot more happened in the past year!

And as for the upcoming year 2012, I want to wish all the friends of Projector (and myself, to be honest) to set the priorities in place. We must love, travel, play, sing, drink and dance. We mustn’t forget that in addition to work (even if it’s the f*cking favorite business, the matter of life and so on!) There’s real love, true friends, new countries, great food, good wine, walks around the city. In a word, everything except the job, that lets our every day make sense. We all dream the new year to bring happiness and joy to us and our nearest and dearest. We promise to start something new next month, next week, tomorrow. So, why the hell do we need to wait the chimes to strike or next Monday to come? We are righthere, right now. The time we still have until the next calendar milestone, is not less valuable than the time coming on the screen of next organizer.

I try, I really try to live as if that Monday, when I was at once going to give up everything poor and start up good, has already arrived. And if you don’t manage to give up drinking immediately or stop eating tasty food after six in the evening, at least don’t procrastinate — spend more time with those who you love and who cherish you.



    Projector № 4(17) 2011

    For the upcoming year 2012, I want to wish all the friends of Projector (and myself, to be honest) to set the priorities in place. We must love, travel, play, sing, drink and dance.

    Moving on to the content! The project «Personification» opens with an article by Pavel Ulyanov about two best friends — the Danish designers Hans Vergnere and Børge Mogensen: «Born in April, with the difference of eleven days, they’ll be classmates, friends, partners, but will live two amazingly different lives. Hans Wegner will live thirty-five years longer than his peer, will create more than five hundred furniture masterpieces, will receive almost all of the world design awards and become the most award-winning Danish designer. Børge Mogensen, not spoilt with prizes and awards, will intriduce his furniture to every single house in Denmark, and the Danes call him the most social designer, who changed the quality of life of every citizen».

    01

    Continuing the series of interviews with the world leading poster designers, we publish in this issue the conversation between our permanent author Olga Severina and the Iranian master Majid Abbasi. «Iranian intellectuals have been linked with the Russian culture and art for over a decade. Russian theater, literature, poetry, music and painting are well-known and loved in Iran. <…> Most educated people in Iran have read the novels by Pushkin, Tolstoy, Dostoevsky, Turgenev and Sholokhov <…> Books in Russian or dedicated to Russian artists and designers, such as Repin, Shishkin, Kramskoy and Rodchenko, are the usual thing in the home library of an Iranian designer. I think it is the treasures of Russian culture that has helped me to find the best solutions for some commissions of mine».

    02

    Project №2 «Lettering» this time considers the past. One of the publications of Projector was drawn stenciled by Yaroslav Ivanov. It is not surprising, as the article examines particularly this wonderful font artefact of the pre-computer era of mass decorative arts.

    03

    The selection of remarkable surveys by the participants of the project Trip to Russia has become the second publication about letters. Large cities leave the graphic archeology researchers almost no chance to find true masterpieces of the genre. The countrywide computing negates the talents of stencil, calligraphy and lettering. You can hardly find handmade signs or announcements, not to mention the stationary structures, assembled of wooden letters, such as those that can be detected while traveling on Russian roads. See the photos by Anton Balazh, Alexander Linetsky and Alexander Trofimov.

    04

    In the project №4 «Subject» we are completing the series of five articles about the wonderful design objects of Martela. This time we consider the Cube modular system, capable of taking any sophisticated shape the deigner wants.

    05

    It’s sometimes useful to see canonical books. This is how in the famous yellow three-volume Design classics of Phaidon publishing agency we found bentwood chairs by Thonet brothers, which have long been used by our editors in a chummy manner. It turned out that we would sit down on the legendary Thonet №8751, designed in 1928. Live and learn!

    06

    Pavel Ulyanov continues the subject of children’s furniture design with the publication about the chair Swan by Arne Jacobsen.

    07

    Project №5 «Environment» consists of two publications. In one of them, Projector curiously and with sincere sympathy watches the new life of one of the most famous architectural structures of the industrial zone of Saint-Petersburg. Last autumn marked the beginning of a new period of the interesting life of the two gas holders. The masterpieces of industrial architecture adopted new tenants under their round roofs. The specifics of Rock Garage and the studio Wild side very well fits the concept of the old industrial architecture reclamation. The brutal style of the motorcycles and classic cars synergistically coincided with the might of the red-brick buildings. The ideologist of Rock Garage Anatoly [Count] Dizhevsky answered our interviewer’s questions.

    08

    «One more matched interview continues the series of the publications about the buildings erected by the Management Company Theorem according to the projects by Sergey Choban. The architect and the comissioner of Obukhov Center answer the questions. Sergey Choban: «Of course, the Russian culture of dealing with architecture and environment isn’t strange to me, moreover, I think I understand it well enough. And I often see with displeasure that today many Russian architects are simply trying to replicate some Western models, but they’re not looking for the opportunities that culture, within which an architect grows up, gives them. And it’s not only Saint-Petersburg subculture, which I must say, isn’t very Russian».

    Igor Vodop’yanov: «The feeling of beauty is not peculiar to Russian people. To verify this, it’s enough to drive out of Saint-Petersburg and see what kind of houses the Russians built for themselves. They consider beautiful what they build. From my point of view, half of that has a total shit-face and half is just awful».

    09

    The hero of the project № 7 «Photography» is a wonderful photographer Alexander Terebenin. «Overall, I am very close to the photographer’s approach to shooting: Sasha often snaps fingers at many colleagues’ inherent snobbery, denies any processing pictures after shooting. Say, pure photography should remain pure, and any Photoshop is a diabolic trick. For Terebenin this statement is at least debatable. For him, the final result is more important than the process. And, as it is common among the designers, the tool which gives you outstanding results isn’t that significant. The main tool is still in the author’s mind».

    10
    11

    In the project №8 «School» our permanent author and a tireless researcher of the design heritage of the Soviet Union, Sergei Helmyanov is going on to return the names of the authors of the legendary objects ofyje Soviet industry. This issue has the of about the BelAZ and UAZ, the tractor Kirovets, Gazel minibus and other well-known objects of transport design, the authors of which were graduates of our «Mukha».

    12

    The project №9 «Books» opens with Mikhail Karasik’s publication dedicated to the rare and revered form of books — the «register». «The principle of a register has allowed to simplify the search for a poem you need, organize a table of contents, as they say, «always at hand» and not hidden in the back of the book. The collection For voice, published in Berlin in 1923, has become the standard of printing expediency, clarity and functionalism, has set direction of the development of Soviet books a decade ahead».

    13

    Next, in the project «Books» the series of publishers and senior editors’ of the Russian design periodicals late XX — early XXI century interviews continues. Andrey Purtov, the publisher and chief editor of Identity, answers the questions in an amazingly open and honest manner: «Previously, I negotiated with some companies that were supposed to be distributors or buyers of our magazine. We brought printouts and showed them the future magazine and asked which money they’d buy it. Well, everybody said they’d be able to sell a lot, so we foolishly had thousand copies printed, but sold just 35 or 40 magazines. Of course, we were astonished. Something else was sold after a time, but the rest had to be distributed for free. I thought about the second issue: «Either we sell it properly, or we’re so dead!». We published a thousand copies of it, and it was all sold. Not immediately, of course, but didn’t have togive it away for free this time».

    14

    And at the end of this issue there’s small review of the book by Svetlana and Sergey Mirzoyan Mukha. Saint-Petersburg School of Design, given by Sergey Helmyanov. The author of the well-deserved praise odes is Alexey Boyko: «It was worth getting a grasp and appreciating: at all the importance of cosmic qualities of the volume, they don’t contain its true meaning. We hold in our hands, my fellow reader, the Red List of a successful School of beauty and use, which now transformes into an efficient talent foundry of creative artists for the multi-vector market of design. Like any Red list, it tells us about what we cherish and what requires tireless care and concern».

    15

    Projector № 4(17) 2011

    Read the full e-version on issuu.com

Слово редактора

Во-первых, я многих людей называю зайцами. Этим меня заразил Саша Флоренский — его словечко. А во-вторых, этого зайца сделали мои друзья — Наташа и Дима Бланки специально на мой день рождения. В-третьих, Новый год скоро — праздник, елка, зайцы, подарки и все такое! С наступающим!

Это последний номер в этом году, значит, самое время письменно понадеяться на то, что следующий, дветыщидвенадцатый станет лучше, чем заканчивающийся дветыщиодиннадцатый. Хотя и на этот год тоже грех жаловаться — выпустил четыре номера, как и планировал, сделал большой голландский проект с тематическим выпуском и лекциями голландских дизайнеров, нарастил интернет-аудиторию журнала, запустил одноименную телепередачу. Да мало ли было хорошего в уходящем году!

А к наступающему двенадцатому году я хочу пожелать всем друзьям «Проектора» (да и себе, если честно) правильной расстановки приоритетов. Надо любить, путешествовать, играть, петь, пить, танцевать. Нельзя забывать, что кроме работы (пусть она любимая, с-сука, дело жизни и все такое!) есть любовь настоящая, верные друзья, новые страны, вкусная еда, хорошее вино, прогулки по городу. Одним словом, все, что, кроме своего дела, наполняет смыслом каждый наш день. Мы все мечтаем, чтобы новый год принес счастья и радости нам и дорогим для нас людям. Обещаем начать что-то новое со следующего месяца, со следующей недели, с завтрашнего дня. Так, а на хрена ждать удара курантов или следующего понедельника? Мы здесь и сейчас. Время, которое у нас еще есть до следующего календарного рубежа, не менее ценно, чем то, которое наступит на следующем экране органайзера.

Я стараюсь, я очень стараюсь жить так, как будто вот сейчас уже наступил тот понедельник, в который я собирался разом бросить все плохое и начать все хорошее. И если сразу не получается бросить пить или перестать есть вкусное после шести часов вечера, то хотя бы главное не откладывайте на потом — проводите больше времени с теми, кто вам дорог и кому дороги вы.

    Проектор № 4(17) 2011

    К наступающему двенадцатому году я хочу пожелать всем друзьям «Проектора» (да и себе, если честно) правильной расстановки приоритетов. Надо любить, путешествовать, играть, петь, пить, танцевать.

    Понеслись по содержанию! Проект «Персонификация» открывается статьей Павла Ульянова о двух закадычных друзьях — датских дизайнерах Хансе Вергнере и Бёрге Могенсене: «Родившись в апреле, с разницей в одиннадцать дней, они будут однокашниками, друзьями, партнерами, но проживут две удивительно разные жизни. Ханс Вегнер переживет своего сверстника на тридцать пять лет, создаст более пятисот шедевров мебельного искусства, получит чуть ли не все мировые награды в области дизайна и станет самым титулованным датским дизайнером. Бёрге Могенсен, не избалованный призами и наградами, в шестидесятые годы не оставит ни одного дома в Дании без своей мебели, и датчане назовут его самым социальным дизайнером, изменившим качество жизни каждого гражданина».

    01

    Продолжая серию интервью с ведущими мировыми дизайнерами плаката, в этом номере публикуем беседу нашего постоянного автора Ольги Севериной с Иранским мастером Маджидом Аббаси. «Иранскую интеллигенцию с русской культурой и искусством связывает уже не одно десятилетие. Русский театр, литература, поэзия, музыка и живопись прекрасно известны и любимы в Иране. <…> Большинство образованных людей в Иране читали романы Пушкина, Толстого, Достоевского, Тургенева и Шолохова/ <…> Книги на русском языке или посвященные русским художникам и дизайнерам, таким как Репин, Шишкин, Крамской и Родченко, в домашней библиотеке иранского дизайнера — обычное дело. Я думаю, что именно сокровища русской культуры помогли мне найти наилучшие решения для некоторых моих заказов».

    02

    Проект №2 «Буквы» в этот раз устремлен в прошлое. Одну из публикаций дизайнер «Проектора» Ярослав Иванов нарисовал по трафарету. Оно и неудивительно, в статье рассматривается именно этот замечательный шрифтовой артефакт докомпьютерной эпохи массового оформительского искусства.

    03

    Второй публикацией про буквы стала подборка замечательных наблюдений участников проекта «Путешествие в Россию». Крупные города уже почти не оставляют шансов исследователям графической археологии найти истинные шедевры жанра. Повсеместная компьютеризация сводит на нет таланты мастеров трафарета, каллиграфии и летеринга. Все реже в крупных городах можно встретить самодельные вывески или объявления, написанные от руки. Не говоря уж о стационарных конструкциях, собранных из деревянных буковок, подобных тем, что удается обнаружить, путешествуя по российским дорогам. Вашему вниманию фотографии Антона Балажа, Александра Линецкого и Александра Трофимова.

    04

    В проекте №4 «Предмет» мы завершаем серию из пяти публикаций о замечательных дизайнерских объектах компании Мартела. В это раз героем стала модульная система Cube, способная принимать по воле дизайнера самые хитрозаколдованные формы.

    05

    Иногда для ликвидации безграмотности бывает полезно посмотреть хрестоматийные книжки. Так в знаменитом желтом трехтомнике «Классика дизайна» издательства Phaidon, были обнаружены складные тонетовские стулья, которые уже давно запанибратски используются в нашей редакции. Оказалось, что присаживаемся на легендарный Тонет №8751, спроектированный в 1928 году. Век живи — век учись!

    06

    Павел Ульянов продолжает тему датского мебельного дизайна публикацией о кресле «Лебедь» (Swan) Арне Якобсена.

    07

    Проект №5 «Среда» состоит из двух публикаций. В одной из них «Проектор» с интересом и искренней симпатией наблюдает за новой жизнью одного из самых известных архитектурных сооружений индустриального пояса Санкт-Петербурга. Прошедшая осень положила начало новому интересному периоду жизни двух газгольдеров. Шедевры промышленной архитектуры приняли под свои круглые крыши новых жильцов. Специфика деятельности «Рок Гаража» и мастерской Wild side отлично вписывается в концепцию рекультивации старой промышленной архитектуры. Брутальная стилистика мотоциклов и классических автомобилей синергетически совпала с мощью краснокирпичных зданий. На вопросы журнала отвечает идеолог «Рок Гаража» Анатолий [Граф] Дижевский.

    08

    Еще одним парным интервью продолжается серия публикаций о зданиях, возводимых Управляющей компанией «Теорема» по проектам Сергея Чобана. На вопросы журнала отвечают и архитектор и заказчик «Обухов-центра». Сергей Чобан: «Конечно, российская культура обращения с архитектурой, со средой для меня не чужая, более того, я думаю, что я ее достаточно хорошо понимаю. И часто вижу с неудовольствием, что сегодня очень многие российские архитекторы просто пытаются повторить некие западные образцы, но совершенно не ищут возможностей, которые закладывает в архитектора культура, в пределах которой он вырастает. И это не только петербургская субкультура, которая, надо сказать, не очень русская».

    Игорь Водопьянов: «Чувство прекрасного не свойственно русскому человеку. Для того чтобы в этом убедиться, достаточно отъехать от Санкт-Петербурга и посмотреть, какие дома строят русские люди для себя. Что они строят, то и считают красивым. С моей точки зрения, половина там полное уебище и еще половина просто ужас».

    09

    Героем проекта № 7 «Фотографирование» стал замечательный фотограф Александр Теребенин. «В целом мне очень близок подход фотографа к съемке: Саша зачастую ни в грош не ставит присущий многим коллегам снобизм, отрицающий любую обработку фотографии после съемки. Дескать, чистая фотография должна оставаться чистой, а всякий фотошоп — это уже от лукавого. Для Теребенина это утверждение как минимум спорно. Для него важнее конечный результат, нежели процесс. И, как это принято в дизайнерском мире, не так важен инструмент, которым ты добиваешься выдающегося результата. Главный инструмент все равно остается у автора в голове».

    10
    11

    В проекте №8 «Школа» постоянный автор «Проектора» и неутомимый исследователь дизайнерского наследия СССР, Сергей Хельмянов продолжает возвращать профессии имена авторов легендарных объектов советской индустрии. В этом номере рассказ о БЕЛАЗе и УАЗе, о тракторе «Кировец» и микроавтобусе ГАЗель и других известных объектах транспортного дизайна, авторами которых были выпускники нашей «Мухи».

    12

    Проект №9 «Книги» открывается публикацией Михаила Карасика, посвященной редкой и почитаемой форме книг — «регистру». «Принцип регистра позволил упростить поиск нужного стихотворения, сделать оглавление, как говорят, «всегда под рукой», а не спрятанным в конце книги. Сборник «Для голоса», вышедший в Берлине в 1923 году, стал эталоном полиграфической целесообразности, ясности и функционализма, определил развитие советской книги на десятилетие вперед».

    13

    Далее в проекте «Книги» продолжается сериал интервью издателей и главных редакторов российской дизайнерской периодики конца ХХ — начала XXI века. Поразительно открыто и честно на вопросы «Проектора» отвечает Андрей Пуртов — издатель и главный редактор журнала Identity. «Предварительно я провел переговоры с некоторыми компаниями, которые, как предполагалось, будут дистрибьюторами или покупателями нашего журнала. Мы приезжали к ним с распечатками и показывали будущий журнал. Спрашивали, за сколько бы они его купили. Ну, нам все говорили, что смогут много продать. Мы взяли и сдуру две тысячи тираж напечатали. А купили у нас сразу 35 или 40 журналов. Мы, конечно, обалдели. Что-то еще продалось с течением времени, но остальное пришлось раздавать. Про второй номер я подумал: «Либо у нас получится его продать нормально, либо нам конец». Его мы издали тиражом тысяча экземпляров, и он весь разошелся. Не сразу, конечно, но мы его не раздавали бесплатно».

    14

    И в завершение этого номера большая рецензия на книгу Светланы Мирзоян и Сергея Хельмянова «Муха. Санкт-Петербургская школа дизайна». Автором заслуженной хвалебной оды стал Алексей Бойко: «Стоило вчитаться и оценить: при всей значимости объемно-репрезентативных качеств тома его истинный смысл не в них. В наших руках, читатель, Красная книга состоявшейся Школы красоты и пользы, которая ныне трансформируется в эффективную кузницу творческих мастеров для многовекторного дизайн-рынка. Как и любая Красная книга, она повествует о том, что нам дорого и что требует неустанного попечения и заботы».

    15

    Проектор № 4(17) 2011

    Полностью журнал читайте в электронной версии.