Editor’s column

The main personal achievement of the senior editor last summer was not the issue of the next Projector, and even not the completion of several serious design projects. The point is that Ive lost ten kilos for the past two months and Im not going to stop! I need to lose a doxen more, and then Ill turn back into a well-built handsome guy, but not the fat frail Id become by the beginning of the summer. Actually, Ive experienced a lot of wonderful hings since my extra kilos left me. For eaxmple, the boiling hot weather in the city this summer didnt bring any negative emotions and was dealt with quite easily. Ive started moving easier, and my efficiency has grown, which has finally lead to the new issue, published fast and just in time.

The secret is: drink less! The only business is to remove out of your ration a bottlre of wine drunk every evening. When you get rid of it, youll also say goodbye to baguettes, fat cheeses, hamones, spreads and other gastronomic joys, so pleasing my heart. Of course, its not easy to change all your ration at a time and switch to light salads, but the aim to become heavenly handsome works wonders. Two months of unburdensome drinking white wine withiout bread and candies, and my old jeans start to fit me again, not mentioning the cost avoidance of eating out.

Sure, I miss tasty unhealthy food. However, limitation also has its joys, culinary as well. This summer Ive successfully performed several times in my own and my friendskitchens (Vovka, Im heading for Moscow, get the rabbits=)). And, in connection with this old passion of mine, Im thinking of launching a column of food-design in Projector. This is where Ill be able to go wild and unite the two activities I love the duties of a senior editor and a chef! I absolutely agree with Massimo Vignelli: «Design is one», so my cooking and laying the table for the dear friends has not less creativity and design than design itself, while working on another issue or a customers corporate style. I sometimes consider what I could do except graphic design and publishing projects,, and theres the only answer: Id cook professionally. Actually, these processes have a lot in common, thats why it may happen that Id get another position some time: the chef for Projector. We even estimate these two fields similarly: «a tasty project», «beautiful food». For me, making a magazine is tasty, and Im trying to design every «dish» creatively. The point is to enjoy what youre doing. Bon appetit, my friends! 

    Projector № 3(12) 2010

    The fresh, twelfth Projector has been issued. The magazine has turned three years old. During this time, we outlived the global crisis, but never shifted the release date. The magazine didn’t lose weight and did never apply lifesaving publishing tricks - double issue production. Of course, now I look at the first issues in different eyes. I see a lot of imperfections and sufficient reasons for severe criticism, but this means Projector is evolving and growing. At the same time, looking at the future, in a couple of years I would like to look through this year’s issues in the same critical way.

    «Doctor, thank you for having cured me of megalomania! How many millions of dollars do I owe you?» So, I decided to put a photo of me on the cover. And let everybody say that Kharshak has gone crazy. I established this magazine, I am publishing it, and I’m here as the senior editor, so my face is really supposed to decorate the magazine. And if someone doesn’t see self-irony in this cover, it’s not a problem of ours.

    The issue opens with the publication about Jan van Toorn. Vladimir Krichevsky — a lexicographer, an authority and an expert in graphic design, has written a wonderful text and provided unique illustrations from his archive. «The influential Amsterdam designer (born in 1932) shows himself in a lot of ways: he prepares and illustrates any kind of issue, designs exhibitions, does not deal with logos and generally avoids all the identity, acts as an art director, gives lectures at the universities of different countries, writes articles and composes visual books (of course, coming out in the author’s design), and finally, he headed (in the 1990s) Jan van Eyck Academy in Mastrihte».

    projector_3(12)_2010_01
    projector_3(12)_2010_02

    The real hero-troublemaker of this issue is Anna Naumova, who has imposed her own ruffian publication. The column «Self-service», where invited guests design their spreads on their own, has become the focal point of the magazine. Besides, I, as the senior editor, have set myself severe restrictions — I have no influence on the layout. It is entirely the author’s work. Anna is the third protagonist of Projector, after Boris Trofimov and Vladimir Chaika, who has designed their publication. And the text part of the article was the interview we took from Anna, when she came to Saint-Petersburg to perform in the I CAN SEE! program.

    projector_3(12)_2010_03
    projector_3(12)_2010_04

    The project City of N is represented in the section «Russian Design» by Olga and Alexander Florensky. The project includes: a palace, an observatory, a post office, a lighthouse, a water tower and other unique design objects.

    projector_3(12)_2010_05

    In the project №3 «Lettering» Alexey Dombrovsky continues his series with the second part of the story about Sergey Chekhonine. «Almost the first graphic work, conceived and prepared for printing by Sergey Chekhonine, was the type. More exactly, the ABC — a very imaginatively decorated alphabet. There’s nothing to estimate now: the circulation in the end did not take place, the original has not been preserved. There’s only a brief mention of it in the long article by Vladimir Botsyanovsky, but the author mostly admired the civil courage of Chekhonine’s first letters, rather than the manner of their execution. However, it is not surprising: after all, the artist drew not a usual, but the «revolutionary» ABC — caustic satire about the ruling system.

    projector_3(12)_2010_06
    projector_3(12)_2010_07

    We’re also going on publishing the «beautiful postcards» from the collection of Vitaly Tratyakov.This time three magnificent examples of decorative lettering and the investigative report onf where they stem from: «In the lower right corner of the cards with the signs «S» and «K» (which probably can be attributed to the Latin rather than the Cyrillic alphabet) there’s the stamp Mustershutz — a kind of of protection against forgery. In translation from German this just means «protection of the sample». At the same time on the card with the letter «L» (Cyrillic grapheme uncompromisingly!) there isn’t such a sign. This allows me to assume that the original is just a card with the Latin letters, and some Russian publisher ordered local designers to adapt the series for the Cyrillic alphabet.

    projector_3(12)_2010_08

    The project № 4 «Subject» is opened with our traditional column, coming out with the support of Vitra. Here we talk about the outstanding design objects of the twentieth century. This time it’s the couch «Freeform» by Isamu Noguchi. «Isamu Noguchi is the author of the «Freeform» sofa, and perhaps he’s to a greater extent a sculptor rather than a designer in the traditional understanding of the profession. Nevertheless, since the 1950s furniture, light, buildings and scenery decorations have been constructed to his designs. In all his projects, he implemented a sculptural and artistic approach. His objects, even running in circulation, preserved their sculptural formation and recognizability of the author’s style».

    projector_3(12)_2010_09

    The following publication gives me an opportunity to congratulate my friends — Vladimir Samoilov and Alexander Matveyev on their next significant achievement. Their development has been awarded with Red Dot. «Industrial design does exist. Although it sometimes seems that this culture does not spread root in these latitudes. It is gratifying to see our people among the winners of the most prestigious international professional competition. Designet Studio has taken Red Dot for a series of objects designed for Erich Krause. The website designet.ru has been the leader among information resources on industrial design in Russia for ages. And now the irreplaceable undisputed «Designet people» Vladimir Samoilov and Alexander Matveev have once again confirmed their professional skills of the highest standard, what I congratulate them on. Hooray!

    projector_3(12)_2010_10

    The project number 5 «Environment» features amazing constructions by the bureau BIG. This is what our author Ivan Kulikov writes about them: «If you carefully look at the project solutions of BIG, you’ll have no doubt that new Danish architecture is conceptual and circumspect, which the residential complex VM with an unusual building called The Mountain is a distinct confirmation of. The futurist shape of the buildings is the result of the synthesis between the concepts of sustainability, simplicity, clarity and uniformity of urban housing. Danish idyllic suburban life takes on a new development in the urban environment. And the idea of ​​greening the human activity is getting increasingly relevant as a source of inspiration and formation of new architecture for Danish designers».

    projector_3(12)_2010_11

    Perhaps the most consistent and solid within the magazine, Project № 7 «Photography» shows magic and romantic nudity by Andrey Medvedev. The text of the article was written by Alexander Florensky, who knew the author: «Andrey, like many artists, used to be taking pictures of something now and then, but seriously took up photography in the last ten years of his life. His favorite technique became incredibly laborious acacia gum printing, using which you can spend a few days creating of a single print. «Unfortunately, this is a posthumous publication of Andrey’s works. He died July 27, 2010, when we were still working on this issue».

    projector_3(12)_2010_12
    projector_3(12)_2010_13

    Generally, this edition has turned out to to be the ontinuation of the previous one to some extent. So, project №8, «School», continues displaying the works by the students of Konstantin Startsev. «The works of Startsev’s students have always featured these two amazing qualities — emotionality and sensationism. Such a «thick» stream of energy pours onto the audience out of them, that it becomes clear: in front of us there are the works of art of the highest standard. These lettering and beauty-of-the-letter studying, as well as its embodiment in a variety of materials and techniques, don’t bear any functionality at all. It’s pure spiritual practice, akin to meditation».

    projector_3(12)_2010_14

    The book project №9: our regular writer, the expert on book history Mikhail Karasik explores the phenomenon of the Kiss in the design of the books of 1930s: «On the cover of the main visual propaganda magazine The USSR in Construction, issue 2-3 of the year 1940, dedicated to the Soviet military expansion and dividing Eastern Europe in collaboration with Nazi Germany, we can see the photomontage by El Lissitzky, showing how the warrior-liberator is being received. The plot is reminiscent of already familiar photos, its symbolic meaning and sexually-political essence are obvious. The soldier with a full combat outfit is the Red Army; the farmer wearing a national shirt in the picture stands for the «liberated» peoples of Western Ukraine and Belarus. The Red Army soldier, as well as Chkalov, has his eyes closed, as he’s in the heart of passion, as he’s brought here «cultural and prosperous life», as they said, and has sealed onto the lips of the peasant, but that one has only pressed his tightly closed lips against the «liberator».

    projector_3(12)_2010_15

    In previous issues of Projector we have already covered the stories of the magazines [kAk), Yes!, Greatis. Today is the turn of Guild of Designers. We continue to study the recent history of design periodicals in Russia. Read the story of the issue’s protagonist and the father of Russian graphic design Sergey Serov about the history of the magazine. «Our country is rich in talent, as well as paradoxes. So if you run a magazine, it is not so much about the design, as about the designers. Of those who achieve success not because of, but in spite of everything. And so it is in all areas of design: graphic, industrial, environmental design, fashion design, and … The magazine could be a joint between different genres, types and forms of project work. I suggested the name Guild of Designers, attributing its meaning primarily to intraprofessional communication rather than the Union as an organization of designers. Oddly to say, I was given carte blanche».

    projector_3(12)_2010_16

    Vladimir Krichevsky not only opens the issue with his publication about Jan van Toorn, but also, kind of closes it. Under the heading «Projector recommends», Vladimir Yefimov and Anna Shmeleva detail and meticulously examine the new edition of the famous diptych by Vladimir Krichevsky «Typography in terms and images». «Of course, any review is inconceivable without its critics. And now, paying tribute to this tradition, let’s just say that this is a very good book. It’s great that it’s come out, and even greater that it continues to evolve and live. In short, we recommend it to you».

    projector_3(12)_2010_17

    Projector № 3(12) 2010

    Read the full e-version on issuu.com

Слово редактора

Главное личное достижение главного редактора за прошедшее лето — это не выход очередного номера «Проектора», и даже не сдача нескольких серьезных дизайнерских проектов. Главное в том, что за два месяца я сбросил десять килограммов и не собираюсь останавливаться на достигнутом результате! Надо сбросить еще десяток, и тогда я снова стану стройным красавцем, а не такой толстой развалюхой, в какую я превратился к началу этого лета. На самом деле удивительные вещи стали твориться с уходом лишних килограммов. Например, дикая жара, навалившаяся этим летом на город, не вызывала у меня никакого негатива и переносилась в общем довольно легко. Стало легче двигаться, и повысилась работоспособность. Что и вылилось в итоге в очередной номер, сделанный ударными темпами к намеченному сроку.

Раскрываю свой секрет: надо меньше пить! Всего-то делов — убрать из рациона ежевечернюю бутылку вина. А за ней сами потянутся багеты, жирные сыры, хамоны, паштеты и прочие столь любезные моему сердцу гастрономические радости. Конечно, непросто взять и разом поменять весь свой рацион и переключиться на легкие салатики, но стремление к неземной красоте творит чудеса. Два месяца без хлеба и сластей, с необременительным умеренным потреблением белого вина сделали свое дело. Я начинаю снова помещаться в старые джинсы. А уж какая экономия получается на общепите, я уж и не говорю!

Конечно, вкусной и вредной еды очень не хватает. Но и в ограничениях можно находить свои радости. В том числе и кулинарные. Этим летом у меня получилось устроить несколько удачных выступлений на собственной кухне и кухнях моих друзей (Вовка, я еду в Москву, запасайся кроликами… =)). И в связи с этой моей давней страстью подумываю, а не открыть ли в «Проекторе» раздел, посвященный food-дизайну («Шишков, прости: не знаю, как перевести»). Вот уж где можно будет разгуляться и совместить приятные моему сердцу виды деятельности — обязанности главного редактора и работу шеф-повара! Готов повторить за Массимо Виньелли: «Design is one». И в том, как я кулинарю и накрываю стол для любимых моих друзей, ничуть не меньше творческого процесса и собственно дизайна, чем в работе над очередным номером журнала или фирстилем заказчика. Я порой задумываюсь о том, чем бы я мог заниматься, если не графдизайном и издательскими проектами. Ответ один: я бы профессионально готовил. Но на самом-то деле в сути процессов дизайн-проектирования и приготовления еды не так уж много различий. Поэтому я и не исключаю, что в дальнейшем у меня в журнале появится новая должность — шеф-повар журнала «Проектор». Даже оценки, применимые в обеих областях, зачастую схожи: «вкусный проект», «красивая еда». Мне вкусно делать журнал. И я стараюсь творчески проектировать каждое свое новое блюдо. Надо просто получать удовольствие от того, чем занимаешься в жизни. Приятного аппетита, друзья!

    Проектор № 3(12) 2010

    Вышел свежий, двенадцатый по счету, номер «Проектора». Журналу исполнилось три года. За это время мы пережили всеобщий кризис, но ни разу не сдвинули сроки выхода. Журнал не похудел и не прибегал к издательской палочке-выручалочке трудных времен — выпуску сдвоенных номеров. Конечно, сейчас я смотрю на первые наши номера совсем другими глазами. Я вижу множество несовершенств и причин для достаточно жесткой критики. Но это значит, что «Проектор» развивается и растет. При этом, заглядывая в будущее, мне бы очень хотелось, чтобы спустя еще пару лет я смог бы так же критически перелистать выпуски этого года.

    «Доктор, спасибо, вы меня вылечили от мании величия! Сколько миллионов долларов я вам должен?» В общем, я решил поставить на обложку свою фотографию. И пусть говорят, что у Харшака поехала крыша. Я учредил этот журнал, я его издаю, и я же здесь за главного редактора. Так что моя физиономия сама просится украсить журнал. А кто не считывает в этой обложке самоиронии, то это уже проблема не на нашей стороне.

    Номер открывается публикацией о Яне ван Торне. Владимир Кричевский — энциклопедист, авторитет и знаток графического дизайна написал замечательный текст и предоставил уникальные иллюстрации из своего архива. «Влиятельный амстердамский дизайнер (родился в 1932 году) проявляет себя многогранно: оформляет и иллюстрирует любого рода печатные издания, проектирует выставки, не занимается логотипами и вообще противится всякой identity, выступает в роли художественного редактора, читает лекции в университетах разных стран, пишет статьи и сочиняет визуальные книги (выходящие, разумеется, в авторском оформлении), наконец, директорствует (в 90-е прошлого века) в Академии Яна ван Эйка в Мастрихте».

    projector_3(12)_2010_01
    projector_3(12)_2010_02

    Настоящим героем-дебоширом этого номера стала Анна Наумова, которая сама сверстала свою хулиганскую публикацию. Рубрика «Самообслуживание», в которой приглашеные звезды сами оформляют свои развороты, стала украшением журнала. Притом, я, как главный редактор, поставил себе жесткие ограничения — я никак не влияю на верстку. Это целиком и полностью авторская работа. Анна стала уже третьим героем «Проектора», после Бориса Трофимова и Владимира Чайки, кто сам дизайнерит свою публикацию. А текстовой частью стало интервью, которое мы взяли у Анны, когда она приезжала в Петербург выступать в программе «ВИЖУ!».

    projector_3(12)_2010_03
    projector_3(12)_2010_04

    Далее в своем разделе «Русский дизайн» Ольга и Александр Флоренские представляют проект «Город N». В проекте представлены: дворец, обсерватория, здание почты, маяк, водокачка и другие неповторимые авторские объекты.

    projector_3(12)_2010_05

    В проекте № 3 «Буквы» Алексей Домбровский продолжает свой сериал второй частью рассказа о Сергее Чехонине. «Едва ли не первой графической работой, задуманной и подготовленной Сергеем Чехониным для печати, был шрифт. Точнее, азбука — весьма изобретательно декорированный алфавит. О его художественных достоинствах сейчас судить не по чему: тираж в конце концов не состоялся, оригинал не сохранился. Сохранилось лишь краткое упоминание о нем в давней статье Владимира Боцяновского1, однако автора восхищала прежде всего гражданская смелость первых чехонинских букв, нежели манера их исполнения. Впрочем, неудивительно: ведь художник нарисовал тогда не обычную, а «революционную» азбуку — едкую сатиру на правящий строй.

    projector_3(12)_2010_06
    projector_3(12)_2010_07

    Также мы продолжаем публикации «красивых открыток» из коллекции Виталия Третьякова. В этот раз три роскошных примера декоративного леттеринга и журналистское расследование об их происхождении: «В правом нижнем углу открыток со знаками «S» и «K» (которая скорее может быть отнесена к латинице, нежели к кириллице) стоит штамп «Mustershutz» — cвоего рода защита от подделки. В переводе с немецкого это как раз и означает «защита образца». В то же время на открытке с буквой «Л» (бескомпромиссно кириллическая графема!) такого знака нет. Это позволяет мне предположить, что оригинальными являются как раз открытки с буквами латиницы, а какой-то наш издатель уже подсуетился и заказал местным дизайнерам адаптации серии под кириллический алфавит.

    projector_3(12)_2010_08

    Проект № 4 «Предмет» открывается традиционной рубрикой, выходящей при поддержке компании Витра. В ней мы рассказываем о выдающихся предметах дизайна ХХ века. В этот раз — о диване Freeform Исаму Ногучи. «Исаму Ногучи — автор дивана Freeform, быть может, в большей степени скульптор, нежели дизайнер в традиционном понимании профессии. При этом с 1950-х годов по его проектам создавались мебель и свет, строились здания и театральные декорации. Во все свои проекты он привносил скульптурный и артистический подход. Его предметы, даже запущенные в тираж, сохраняли в себе скульптурность формообразования и узнаваемость руки автора».

    projector_3(12)_2010_09

    Следующая публикация дала возможность поздравить моих друзей — Владимира Самойлова и Александра Матвеева с очередным высоким достижением. Их разработка взяла Red Dot. «Промдизайн есть. Хотя порой кажется, что этот фрукт вовсе не приживается в здешних широтах. Тем отраднее видеть наших среди победителей самого престижного международного профессионального конкурса. Студия Designet взяла Red Dot с серией предметов, спроектированных для компании Erich Krause. Сайт designet.ru уже многие годы является флагманом среди информационных ресурсов по промдизайну в России. А сейчас бессменные «дизайнетовцы» Владимир Самойлов и Александр Матвеев в очередной раз подтвердили свое профессиональное мастерство самой высокой пробы. С чем я их и поздравляю. Ура!

    projector_3(12)_2010_10

    Проект № 5 «Среда» представляет удивительные постройки проектного бюро BIG. Вот что пишет о них наш автор иван Куликов: «Если внимательно приглядеться к проект-ным решениям БИГ, то сомнений в продуманности и концептуальности новой датской архитектуры не остается. Жилой комплекс VM с необычным зданием под названием «Гора» яркое тому подтверждение. Футуристичные формы данной постройки являются следствием синтеза понятий экологичности, простоты, ясности и унифицированности городского жилья. Датская идиллия загородной жизни приобретает новое развитие в урбанистической среде. А идеи экологизации жизнедеятельно-сти человека все более актуальны в качестве источника вдохновения и формообразования новой архитектуры для датских дизайнеров».

    projector_3(12)_2010_11

    Возможно, наиболее последовательный и цельный в рамках журнала, Проект № 7 «Фотографирование» показывает волшебные и романтичные обнаженки Андрея Медведева. Текст о нем написал Александр Флоренский, который хорошо знал автора: «Андрей, как и многие художники, то и дело что-то фотографировал, но серьезно занялся фотографией только в последние десять лет жизни. Его любимой техникой стала невероятно трудоемкая гуммиарабиковая печать, при использовании которой можно потратить несколько дней на создание одного отпечатка». К сожалению, это посмертная публикация работ Андрея. Его не стало 27 июля 2010 года, когда мы еще работали над этим номером.

    projector_3(12)_2010_12
    projector_3(12)_2010_13

    Вообще, этот номер получился в какой-то степени продолжением предыдущего. Вот и в проекте № 8 «Школа» мы продолжаем показ работ учеников Константина Старцева. «Работы студентов Константина Старцева всегда отличались именно этим удивительным качеством — эмоциональностью и чув-ственностью. Из них на зрителя выливается поток такой густой энергетики, что становится понятно: перед нами произведения искусства самой высокой пробы. В этих заданиях по леттерингу и исследованию красоты Буквы и ее воплощению в различных материалах и техниках нет ни капли функциональности. Это чистая духовная практика, сродни медитации».

    projector_3(12)_2010_14

    В книжном Проекте № 9 наш постоянный автор, знаток истории книги Михаил Карасик, исследует феномен Поцелуя в оформлении книг тридцатых годов ХХ века: «На обложке главного визуально-пропагандистского журнала «СССР на стройке» № 2—3 за 1940-й год, посвященного советской военной экспансии и совместному с фашистской Германией разделу Восточной Европы, встреча воина-освободителя, монтаж Эль Лисицкого. Сюжет напоминает уже знакомые фотографии, его символическое значение и сексуально-политическая суть очевидны. Боец с полной походной выкладкой — Красная армия; крестьянин в рубахе с национальным рисунком — «освобожденные» народы Западной Украины и Белоруссии. У красноармейца, как и у Чкалова, глаза прикрыты, он отдался чувству, ведь он принес «культурную и зажиточную жизнь», как тогда говорили, и запечатлел ее на устах крестьянина, но тот лишь плотно прижался сомкнутыми губами к «освободителю».

    projector_3(12)_2010_15

    В предыдущих номерах «Проектора» уже освещались истории журналов «[kAk)», «Да!», Greatis. Сегодня — «Союз дизайнеров». Продолжаем изучать новейшую историю дизайнерской периодики в России. Читайте рассказ главного героя и отца российского графического дизайна Сергея Ивановича Серова об истории журнала. «Талантами, как и парадоксами, страна наша богата. Так что если и делать журнал, то не столько про дизайн, сколько про дизайнеров. Про тех, кто добивается творческих успехов не благодаря, а вопреки всему. И так оно во всех сферах дизайна: графического, промышленного, дизайна среды, дизайна одежды и… И журнал мог бы стать соединительным союзом между разными жанрами, видами и формами проектного творчества. Я предложил название: «Союз дизайнеров», относя его смысл прежде всего к внутрипрофессиональной коммуникации, а не к Союзу дизайнеров как организации. Как ни странно, мне дали карт-бланш».

    projector_3(12)_2010_16

    Владимир Кричевский не только открывает этот номер своей публикацией о Яне ван Торне, но и, как бы, закрывает его. В рубрике «Проектор рекомендует» Владимир Ефимов и Анна Шмелева подробно и скрупулезно рассматривают новое издание знаменитого диптиха Владимира Кричевского «Типографика в терминах и образах». «Безусловно, ни одна рецензия немыслима без критики. А теперь, отдав дань этой традиции, просто скажем, что перед нами очень хорошая книга. Замечательно, что она появилась, и еще лучше, что продолжает совершенствоваться и жить. Одним словом, мы ее вам рекомендуем».

    projector_3(12)_2010_17

    Проектор № 3(12) 2010

    Полностью журнал читайте в электронной версии.