Antiqua № 1 2013

As promised, this September the first issue of our new magazine called Antiqua has been published. This richly illustrated reading is about objects which become better with time and people who have an eye for them. Please make it feel welcome — the first issue!

Here’s the publisher Igor Typalskiy’s introductory remark before the first issue: «In the way a human face reflects a personality more and more with years, objects also age differently. The time reveals both bad and good, conducting natural selection — what should go to a dump and what is to live in centuries. Our magazine is about real things, pieces of art, passion of collecting and enthusiastic people with fiery eyes».

 

01_tupalsky

And now the co-founder and editor Mitya Kharshak’s introduction: «Good old things, which have absorbed the time, especially attract me. I’m less concerned of their material value — their energy and stories they can tell are more important to me. Whether it’s furniture, old books, clocks or, for example, an old corkscrew, I believe objects should go on living their lives, being used, but not to serve as exhibits at a collector’s home. As any house gradually decays and turns to neglect without tenants, an old book in the same way needs human hands to touch it, and а corkscrew should pull a cork out of a bottle of good wine from time to time. Holding live history in your fingertips and listening what the thing tells you about its past is a joy which not a lot could be compared to».

 

02_kharshak

One of the guest stars of the isue is a very well-known Russian lawyer and collector Alexander Dobrovinsky: «Collecting things I’d never thought of how much they cost, but there came a day when individual items got together into an assembly. Sometimes it happened that the collection fulfilled me and exceeded the scope — I would understood I couldn’t collect everything in the world and got tired of things, that’s why I’ve sold several major collections in my life. I sold them, of course, with a huge margin in comparison with the purchase. Almost each time I somehow managed to anticipate what would be appreciated and valued some time afterwards».

 

03_dobrovinsky_1
04_dobrovinsky_2

Next, we present you the interview with one more significaht figure of collecting in Russia. Kirill Ignatiev — a businessman, investor, the chairman of the multicorporate enterprise Russian investments board of directors, the person of deep encyclopedic knowledge and a keen collector, told Antiqua of his assembly and historical restoration projects: «My interest is focused on the subjects of Russian classicism — I chose an ideologeme for me that between the end of the reign of Catherine II to the end of the reign of Alexander I it was the golden age of Russian history. At the time Russia gradually acquired its leading position in Europe and, consequently, in the world. The country defeated Napoleon. It was the time when extremely talented architects from Europe came to work to Russia».

 

05_ignatiev

A professional’s point of view on the antiques market of Russia and trades on Russian art you can find in the interview with the General Director of Sotheby’s — Russia and the CIS Mikhail Kamensky: «There are people with no collectors’ ambitions, the ones who must invest because they see that art is constantly getting more expensive. Having bought not a fake but an authentic and good quality item by a famous artist, you know it’ll not become cheaper. Unlike stocks, art doesn’t turn into nothing by the will of a scoundrel politician. Also, everybody knows the best investment is to purchase systematically what you like. In this case the set of selected and calibrated works gains additional value due to its volume, so you acquire an additional bonus».

06_kamensky_1
07_kamensky_2

On the pages of the first issue, we present a trio of St. Petersburg antique shops, Harmony, Silver Age and Trianon, the business of the founder of the company Saint-Petersburg antiquarian Mikhail Suslov, which, for good reviews of his colleagues, firmly holds the top spot on the antique scene of the city. Mikhail Suslov and Alexander Gubanov, the expert and director of Trianon, have answered our questions: «Some time ago, everybody would buy the items things of the epoch of Napoleon III, and today the preferences have shifted towards the Art Nouveau. But the Russian Empire style has always consistently been in high demand».

08_salon_1
09_salon_2

The editorial board of Antiqua aren’t keen on the wine just in theory. In order to get a professional comment on wines and wine collecting investments, we turned to the well-known businessman Yevgeny Chichvarkin, whose London shop Hedonism has become one of the most famous wine boutiques in the world in a very short time. «Advanced search is our speciality. For example, there has been a request for whiskey Macallan of 1947 — the customer urgently wanted it for a birthday. Also, the wine Recioto of 1983 has recently been wanted. Block 42 Penfolds has again been in search as it was sold out and there aren’t many places where they have it left. The Cognac Louis XIII Rare cask is from the same list of rarities — we suffered under the order, too, searching for it all over the world».

 

10_chichvarkine_1
11_chichvarkine_2

Here’s what we have to add to the interview with Yevgeny Chichvarkin: the overview of the top ten global wine auctions. If the opportunities of Russian importers are already not enough for you, the list is yours.

12_top_10_wine

The famous artist and collector Alexander Florensky is speaking of the origins and the existance of his own art collection, Fine-art and swan painting, presents and findings: «Funny things happened — one day I found in the trash near my studio a canvas by Alexander Arefiev. It sounds implausible, especially because canvases by him almost do not exhist, he’s mostly a graphic artist, but nevertheless, it’s a fact. However, this was a late canvas, and I don’t tlike this particular period, so I sold it with a clear conscience to the collector Lev Katznelson for 50 rubles (these were the 1980s, and the sum satisfied me a lot).»

13_florensky

Furthe on, the editor of Antiqua— the well-known gallery owner and collector Pavel Ulyanov says about his collection and the practice of collecting classic Finnish design: «A tip: being at flea markets, never buy items worth more than five hundred euros and the things you are unfamiliar with. The error likelihood is extremely high — it may be a less valuable manufacturer, another epoch, and indeed a compilation mispresented as a little-known prototype».

14_finndesign

The book research subject is presented by three famous books of the XVIII century — New Vignola, Discourse on the perspective and Fundamentals of drawing. These well-known books on Russian art education have come together in the same private collection. «Architecture in general was then very much in fashion (about as urban studies are nowadays): Catherine II, and later Paul I paid not less attention to the construction than to lawmaking; notable customers were interested in it as well, and some of them, for example, Princess Dashkova, also played the role of architects. Basic knowledge of architecture was necessary to be considered a more or less educated person. But most importantly, by the Masons’ (or «freemasons’») behest, the ones who brought together all the intellectual elite of the time, the architecture of classicism became the symbol of the reconstruction of the whole Russian life under the laws of Order and Truth — in this context the treatise by Vignola from the textbook of architecture turned into an example (or, if tou want, an «icon») of style, including the lifestyle».

15_books

The book research subject is presented by three famous books of the XVIII century — New Vignola, Discourse on the perspective and Fundamentals of drawing. These well-known books on Russian art education have come together in the same private collection. «Architecture in general was then very much in fashion (about as urban studies are nowadays): Catherine II, and later Paul I paid not less attention to the construction than to lawmaking; notable customers were interested in it as well, and some of them, for example, Princess Dashkova, also played the role of architects. Basic knowledge of architecture was necessary to be considered a more or less educated person. But most importantly, by the Masons’ (or «freemasons’») behest, the ones who brought together all the intellectual elite of the time, the architecture of classicism became the symbol of the reconstruction of the whole Russian life under the laws of Order and Truth — in this context the treatise by Vignola from the textbook of architecture turned into an example (or, if tou want, an «icon») of style, including the lifestyle».

 

16_dama

Antiqua doesn’t tune out the subject of collecting machines as well. The first issue has the story of Ivan Ishutkin about his collection of motorcycles: «The well-preserved items of more or less indoor storage, which require no restoration, value the highest. But these are originals, «emeralds», you rarely come across and get them. In my collection of fifty motorcycles there are only two treasures of such kind: the motorcycle Red October with zero mileage and the motorcycle Indian of 1916. All the other vehicles had to be repaired».

 

17_moto

Next, the well-known Russian designer Stas Zhitskiy speaks of his collection, where far not all of the objects have been attributed to function: «Crying over the gone epoch sounds silly, but I think its’s too unfair o forget the things only because they’re not being used nowadays. That’s why I go to flea markets and give a puzzling question to sellers: — Do you have any stuff you don’t know what it is? They sometimes tell me: — Look, here’s some stuff, and who knows what it’s for… Antique, take it for 100 euros, what I reasonably object to: — Hey, 100 euros for something you don’t know the function of? 30 euros’a deal, isn’t it? As a rule, it is». By the way, the item of his collection, called a «porte jupe», decorates the cover of our magazine.

18_jitsky

Our expert and collector Niki Lawrens tells about the fortune of the hobby, in other words, the history of existance and collecting hunting guns: «By the end of the XX — beginning of the XXI situation of hunting guns collecting in Russia improved, although problems still exist. Large deficiencies of law let the oversight bodies interpret legal acts in a different way. The customs bristles with prohibitions and infinite exactions. Against the background of Western colleagues’ relaxed life with theit idyllic conversations at the auctions and exhibitions the existance of a collector of guns in Russia seems very difficult and close to active situation».

19_fire

Next, Niki Lawrens presents the biggest in Russia private collection of military and civilian bladed weapons of the XVIII-XIX centuries. Our expert met the well-known collector Alexander Lyutov. The two collectors — «gunsmiths» talk about the amazing discoveries and the history of cold steel: «Among the professionals there also are approaches, unacceptable to me. For example, there’s a very common statement: «I only buy things without any trace of operation». Yes, you may come across such items, but very rarely. A historically normal situation is to bear the traces of its usage, this is life. And how come a sword may have no traces of a fight, a duel?

 

20_lutov_1
21_lutov_2

However, not only objects made by human hands are the items to collect. The well-known Saint- Petersburg graphic artist Valery Grikovsky has come out to be a keen collector of beetles! There are over three thousand insects in his collection. «My favorite moment in collecting is when a beetle, having passed all the stages from the haul to its legs and horns outspreading, finally gets its name. As I understand it, that’s his name, say, is Monochamus urussovi — a sawyer beetle — and it accurately occupies its position in the box, I feel total harmony and world order. I didn’t catch and preserve it just because, but to put it right in position».

 

22_grikovsky

Saint-Petersburg is rich not only in recognized state museums. Private galleries sometimes have amazing collections. Antiqua will be telling about them in each issue. To begin with, Dmitry Schneerson, one of the founders of the Museum of the History of Photography, tells: «I had already collected a couple of thousand photos, and there was a room where the museum later started its existance. By this time I’d saved some idle money, that allowed not only to replenish the collection, but also to finance the museum. The minimal objective was to arrange it so that the founders did not become broke.

 

23_photomuseum

The issue is closed with the interview with the owner of the private museum of perfumes Elina Arsenyeva: «The specifics here is that fragrances sooner or later deteriorate, so collecting them for the purpose of storage does not make sense. Essences are created for the nose, but not for a locked cabinet. The standard recommended perfume shelf life is three years long, therefore fragrances over a hundred years old are a big rarity. Each exhibit may die at any moment. They do not like light, heat, transportation and shipment. They are moody and unpredictable».

24_arsenieva_1
25_arsenieva_2

Antiqua № 1 2013

Read the full e-version on issuu.com

Антиква № 1 2013

Как и было обещано, в сентябре сего года вышел в свет первый номер нашего нового журнала под названием «Антиква». Это богато иллюстрированное издание о вещах которые со временем становятся лучше и людях, знающих в них толк. Прошу, любить и жаловать — первый номер!

Первый выпуск предваряют вступительное слово издателя Игоря Тупальского: «Как в лице человека с годами все больше проявляется его характер, так и предметы стареют по-разному. Время выявляет как плохое, так и хорошее, проводя естественный отбор — чему место на свалке, а чему жить в веках. Наш журнал о настоящих вещах, о предметах искусства, о страсти собирательства и об увлеченных людях с горящими глазами».

01_tupalsky

И вступительное слово соучредителя и главного редактора Мити Харшака: «Честные старые вещи, впитавшие время, обладают для меня особой притягательностью. В меньшей степени я озабочен их материальной стоимостью, для меня важны их энергетика и те истории, которые они могут рассказать. Будь то мебель, старые книги, часы или, к примеру, старый штопор, я считаю, что вещи должны продолжать жить своей жизнью, использоваться, а не служить музейными экспонатами в доме коллекционера. Как любой дом постепенно ветшает и разрушается без жильцов, так и старой книге нужны прикосновения человеческих рук, а штопор должен периодически вытаскивать пробку из бутылки доброго вина. Держать живую историю на кончиках пальцев, слышать, что рассказывает тебе предмет о своем прошлом, — это счастье, с которым мало что может сравниться».

02_kharshak

Один из главных героев номера — известнейший российский адвокат и коллекционер Александр Добровинский: «Собирая вещи, я никогда не задумывался о том, сколько они стоят. Но наступал тот день, когда из отдельных вещей складывалась коллекция. Иногда бывало, что коллекция переполняла меня, выходила за какие-то рамки — я понимал, что нельзя собрать все на свете, уставал от вещей. И несколько серьезных коллекций в своей жизни я продал. И продал, конечно, с огромной маржой по сравнению с покупкой. Мне удавалось практически каждый раз каким-то образом предвидеть то, что будет цениться и быть модным спустя какое-то время».

03_dobrovinsky_1
04_dobrovinsky_2

Далее представляем вашему вниманию интервью еще одного из героев российского собирательства. Кирилл Игнатьев — бизнесмен, инвестор, председатель совета директоров группы компаний «Русские инвестиции», человек глубоких энциклопедических знаний и увлеченный собиратель рассказал «Антикве» о своей коллекции и исторических реставрационных проектах: «Мой интерес сконцентрировался на предметах русского классицизма — я выбрал для себя идеологему, что период с конца правления Екатерины II по конец правления Александра I был золотым веком российской истории. Тогда Россия постепенно приобретала лидирующие позиции в Европе и, соответственно, в мире. Россия одержала победу в войне с Наполеоном. В то время в Россию приезжали работать исключительно талантливые архитекторы из Европы».

05_ignatiev

Взгляд профессионала на российский антикварный рынок и торги по Русскому искусству в интервью генерального директора «Сотбис — Россия и СНГ» Михаила Каменского: «Есть люди, которые не имеют никаких коллекционерских амбиций, которые просто вкладывают деньги потому что видят, что искусство постоянно дорожает. И, если вы купили не подделку, а подлинную вещь хорошего качества известного художника, то она точно не подешевеет. В отличие от фондовых бумаг, искусство не превратится в ничто по воле какого-нибудь мерзавца политика. Но известно, что самые лучшие инвестиции — это системная покупка того, что тебе нравится. И тогда совокупность отобранных, калиброванных работ приобретает дополнительную стоимость за счет своей массы, появляется дополнительный бонус».

06_kamensky_1
07_kamensky_2

На страницах первого номера мы представляем трио петербургских антикварных салонов: «Гармония», «Серебрянный век» и «Трианон» — бизнес основателя фирмы «Петербургский антиквар» Михаила Суслова, по уважительным отзывам его коллег, прочно занимает первую строчку на санкт-петербургской антикварной сцене. На вопросы ответил Михаил Суслов и эксперт, директор салона «Трианон» Александр Губанов: «Какое-то время назад все покупали вещи эпохи Наполеона III, сейчас предпочтения сместились в сторону ар-деко. Зато русский ампир всегда стабильно пользуется высоким спросом».

08_salon_1
09_salon_2

Редакция «Антиквы» отнюдь не в теории увлечена винной темой. Для того, чтобы получить профессиональный комментарий о коллекционировании вина и винных инвестициях мы обратились к известному предпринимателю Евгению Чичваркину, чей лондонский магазин «Гедонизм» за очень короткое время стал одним из самых известных в мире винных бутиков. «Сложный поиск — это наша специализация. Например, был запрос на виски Macallan 1947 года — покупатель очень активно просил ко дню рождения. Еще недавно искали вино Recioto 1983 года. Block 42 Penfolds опять искали, потому что все распродали и оно мало где осталось. Коньяк Louis XIII Rare cask из этого же списка редкостей — тоже под заказ мучились, искали по всему миру».

10_chichvarkine_1
11_chichvarkine_2

Дополняет интервью Евгения Чичваркина обзор первой десятки мировых винных аукционов. Если вам уже мало возможностей российских импортеров, то этот список для вас.

12_top_10_wine

Об истоках и бытовании собственной коллекции искусства, «файн-арте» и «лебединой живописи», подарках и находках рассказывает знаменитый художник и коллекционер Александр Флоренский: «Курьезы случались — однажды я нашел на помойке около своей мастерской холст Александра Арефьева. Звучит малоправдоподобно, тем более что у Арефьева вообще холстов мало, все больше графика, но тем не менее это факт. Впрочем, холст был поздний, из не любимого мной периода, и я его с чистой совестью уступил коллекционеру Льву Борисовичу Каценельсону за 50 рублей (дело было в 1980-х годах, и такая сумма меня очень даже устраивала)»

13_florensky

Далее редактор «Антиквы» — известный галерист и коллекционер Павел Ульянов рассказывает о своей коллекции и практике собирательства классики финского дизайна: «Совет: не покупайте на барахолках предметы стоимостью дороже пятисот евро и те вещи, с которыми вы не знакомы. Вероятность ошибки крайне велика — это может быть менее ценный производитель, другого времени, да и вообще компиляция выданная за малоизвестный прототип».

14_finndesign

Книжная тема представлена исследованием трех знаменитых учебников конца XVIII века — «Новый Виньола», «Рассуждение о перспективе» и «Основы рисунка». Эти знаменитые книги российского художественного просвещения собрались вместе в одной частной коллекции. «Архитектура вообще была тогда в большой моде (примерно как сейчас урбанистика): Екатерина II, а затем и Павел I уделяли строительству не меньше внимания, чем законотворчеству, столь же заинтересованы были знатные заказчики, некоторые из них, как, например, княгиня Дашкова, сами выступали в роли зодчих. Знание основ архитектуры было необходимо, чтобы считаться мало-мальски образованным человеком. Но что самое важное, с подачи масонов, «вольных каменщиков», объединявших всю интеллектуальную элиту того времени, архитектура классицизма стала символом переустройства всей российской действительности по законам Порядка и Истины — в этом контексте трактат Виньолы из учебника архитектуры превращался в образец (или, если угодно, «икону») стиля, в том числе стиля жизни».

15_books

Владелица еще одной частной коллекции с удовольствием показала свое собрание мебели и фарфора, но предпочла сохранить анонимность. Редакция с пониманием относится к желанию владельца показать свою коллекцию, при этом не раскрывая собственного имени. «Многие коллекционеры суеверны и много внимания уделяют энергетике, которая приходит вместе с вещами от предыдущих владельцев. Я не суеверна, но какие-то вещи остро чувствую. Как-то мне привезли из Франции роскошное барочное зеркало. И оно идеально вписывалось в интерьер квартиры. Но как только его повесили на стену, я сказала: уберите! Что-то с ним не сложилось. А в ванной комнате — наоборот. Там у меня висит старое венецианское зеркало. Я чудесно в нем смотрюсь и ощущаю себя красивой женщиной по утрам и вечерам».

16_dama

Не проходит «Антиква» и мимо темы коллекционирования техники. В первом номере Рассказ Ивана Ишуткина о его коллекции мотоциклов: «Наивысшей стоимостью обладают объекты сохраненные, не требующие реставрации, более или менее комнатного хранения. Но это самородки, изумруды, попадаются они и достаются редко. В моей коллекции из полусотни мотоциклов таких изумрудов всего два: мотоцикл «Красный Октябрь» с нулевым пробегом и мотоцикл Indian 1916 года. Все остальные машины надо было делать».

17_moto

Далее о своем собрании предметов, в котором еще далеко не все экспонаты атрибутированы по функции, рассказывает известный российский дизайнер Стас Жицкий: «Плакать об ушедшей эпохе глуповато, но и забывать эти вещи только потому, что они сегодня никому не нужны, тоже нечестно. Поэтому я хожу на блошиные рынки и озадачиваю продавцов вопросом: — А нет ли у вас таких штуковин, про которые вы и сами не знаете, что это такие за штуковины? Иной раз продавцы говорят мне: — Вот, гляди, есть какая-то хрень, а для чего она — кто ее знает… Старинная, бери за 100 евро. На что я резонно возражаю: — Чёй-то 100 евро за то, сам не знаешь за что? Даю тридцатник и забираю, о’кей? Как правило, забираю». Кстати, именно предмет из его коллекции — «портежюп», украсил собой обложку нашего журнала.

18_jitsky

О судьбе увлечения или об истории бытования и коллекционирования охотничьего огнестрельного оружия рассказывает наш эксперт и коллекционер Ники Лоранс: «К концу XX — началу XXI века ситуация с коллекционированием охотничьего оружия в Росии некоторым образом улучшилась. Хотя и сейчас существуют проблемы. Большие пробелы в законодательстве позволяют надзорным органам по-разному трактовать юридические акты. Таможня ощетинивается запретами и беспредельными поборами. На фоне спокойной жизни западных коллег с их идиллическим общением на аукционах и выставках существование российского коллекционера оружия представляется весьма сложным и приближенным к боевой обстановке».

19_fire

Далее Ники Лоранс представляет крупнейшую в России частную коллекцию военного и гражданского холодного оружия XVIII—XIX веков. Наш эксперт встретился с известнейшим собирателем Александром Лютовым. Два коллекционера-«оружейника» беседуют об удивительных находках и истории холодного оружия: «Среди профессионалов тоже есть подходы, которые для меня неприемлемы. К примеру, весьма распространенное заявление: «А я приобретаю только вещи без следов эксплуатации». Да, очень редко попадаются и такие. А нормальная историческая вещь должна нести на себе следы бытования, без этого никак. Да и что это за шпага без следов схватки, дуэли?»

20_lutov_1
21_lutov_2

Но не только предметы, сделанные руками человека служат объектом собирательства. Известный петербургский график Валерий Гриковский оказался еще и увлеченным коллекционером жуков! В его собрании более трех тысяч насекомых. «Мой любимый момент в коллекционировании, когда жук, пройдя все стадии от лова до расправки лапок и усиков, наконец обретает свое имя. Когда я понимаю, что его зовут, скажем, Monochamus urussovi — черный пихтовый усач — и он четко становится на свое место в коробочке, меня охватывает ощущение тотальной гармонии, мирового порядка. Я ловил и сохранял его не просто так, а для того, чтобы он занял свое место».

22_grikovsky

Санкт-Петербург богат не только признанными государственными музеями. Частные музеи обладают подчас удивительными коллекциями. «Антиква» будет в каждом номере рассказывать о таких собраниях. В первом номере о Музее истории фотографии рассказывает один из его основателей Дмитрий Шнеерсон: «У меня уже были собраны пара тысяч фотографий, и имелось помещение, где впоследствии и возник музей. К этому моменту уже появились кое-какие свободные средства, которые позволяли не только пополнять собрание, но и финансировать содержание музея. Задачей-минимум было организовать его так, чтобы отцам-основателям не пойти по миру».

23_photomuseum

И завершает номер интервью с владелицей частного музея парфюмерии Элиной Арсеньевой: «Специфика в том, что ароматы рано или поздно портятся, поэтому их собирать с целью хранения не имеет смысла. Духи создают для носа, а не для запертого шкафа. Стандартный рекомендованный срок хранения духов — три года. Поэтому сохранные ароматы столетней давности — большая редкость. Каждый экспонат может умереть в любой момент. Они не любят света, жары, перевозки и пересылки. Они капризны и непредсказуемы».

24_arsenieva_1
25_arsenieva_2

Антиква № 1 2013

Полностью журнал читайте в электронной версии.